>
Государственное учреждение
образования 
"Ратичская средняя  школа"

Администрация

Директор школы
Волковская Янина Иосифовна
тел/факс (80152)91 02 67

Заместитель директора по учебной работе
Ермак Тадеуш Станиславович
тел (80152)91 03 05

Заместитель директора по воспитательной работе
Цецерский Максим Александрович
тел (80152)91 03 05



    Важные ссылки
    О школе




Наши координаты:

231738,Гродненская обл.,
Гродненский р-н,
а.г. Ратичи, 132 б,
тел/факс (80152)91 02 67,
тел (80152)91 02 66,

E-mail: ratichi@mail.ru

ВЫБОР ПРОФЕССИИ
- Выбор профессии - не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
- Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
- Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: “Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!”.
- Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
- Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
- Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
- Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
- Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
- Не поддавайся чувству страха - это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
- Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
- Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
- Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях - это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии.
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик). Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии дожна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).


4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.
А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более, имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии. Наша задача, чтобы направить тебя, показать основные этапы решения проблемы. Однако не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.

УВАЖАЕМЫЕ ПАПЫ И МАМЫ!


Выбор профессии - важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы, возможности.
Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии.
Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
Рассматривайте выбор профессии не только с позиций материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
Учитывайте личностные качества своего ребенка, которые необходимые ему в данной специальности.
Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами - консультантами.
Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
Если ваш ребенок ошибся в выборе профессии, не кричите на него за это. Ошибку можно исправить.
Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей.

БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ ВАШЕГО РЕБЁНКА.
        Выбор профессии - одно из важнейших решений, принимаемых нами в жизни. Все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась. Для того чтобы это решение было взвешенным и почву для его осуществления можно было подготовить, необходимо принимать его до того, как ребенок начнет лихорадочно готовиться к ЦТ. Лучше всего начинать задумываться об этом всерьез, начиная с 7-8 классов. Если избранный профиль потребует предварительной серьезной подготовки, будет возможность поступить в специальную школу или пойти в профильный класс.

Многие родители, когда речь заходит о выборе профессии, сначала предпочитают задумываться об этом сами. Они могут обсуждать этот вопрос между собой, с учителями в школе, с родственниками и друзьями, но почему-то в последнюю очередь обращаются с этим разговором к ребёнку. При этом они обычно руководствуются мыслью о том, что ребёнок в 14-15 лет ещё не достаточно созрел для обсуждения этой темы. Подобный подход к делу не способствует ни ответственному отношению к поиску профессии со стороны ребенка («родители все равно решат за меня»), ни возникновению сотрудничества между ребенком и родителями в построении его судьбы (не удивляйтесь потом, что ребенок «не спросил вас»).

Необходимость привлекать подростка к решению этого вопроса вовсе не сводится к тому, чтобы говорить с ним о конкретном выборе. Очень важная вещь, которую могут сделать тут любые родители - это просвещение ребенка в том, какие бывают профессии и с чем связана жизнь их представителей. Расскажите ребенку о профессиях окружающих - родственников, друзей семьи, о своей собственной работе. А как вы выбирали профессию? С чем связан был ваш первоначальный выбор? Остался ли он для вас актуальным или вы работаете в иной сфере? И это не обязательно должен быть деловой разговор, вы можете просто поделиться с ребёнком своим жизненным опытом. Не бойтесь рассказывать о своих ошибках, вы не потеряете свой авторитет в глазах сына или дочери, если просто будете откровенны. Люди, которые спокойно рассказывают о себе, не стесняясь своих слабостей, как раз наоборот производят впечатление сильных. Кроме того, таким образом, вы, возможно, избавите своего ребёнка от излишней тревоги: часто молодым людям кажется, что их сомнения и опасения - это следствие их слабости. Им пока трудно принимать решения не только потому, что они не знают, что выбрать, но и потому, что им трудно быть уверенными в собственном выборе. Возможна и обратная ситуация - ребёнку все легко удаётся, он отлично учится в школе. И вот он уже уверен, что перед ним легко откроется любая дорога. Пусть он знает, что вы - такой успешный и сильный человек - сталкивались с немалыми трудностями на пути поиска себя.

Современные услуги в области профориентации достигли серьёзных высот. Вы можете найти центр, где ваш ребёнок не только пройдет тестирование и собеседование со специалистами, но и узнает многое о современных профессиях благодаря специальным экскурсиям и общению с профессионалами высокого уровня. Но все это ни в коем случае не способно заменить ему живого общения с вами, вашей помощи и поддержки.

Главное - не будьте слишком напористы и не принимайте решение вместо вашего ребёнка, у которого взрослая жизнь уже не за горами. Научитесь доверять ему даже в решении тех вопросов, которые пока кажутся слишком взрослыми. Вы увидите, что ребёнок сам обратиться к вам за советом и поддержкой, если вы не будете действовать вместо него.

Лидер - кто он? Как воспитать лидера в ребенке
Настоящий лидер развивает свои сильные стороны, умеет показать свои таланты перед взрослыми и ровесниками.
Настоящий лидер умеет с юмором относиться к своим недостаткам, извлекать из них урок. Вообще, юмор - это прекрасное лекарство от неуверенности и от излишней самоуверенности.
Настоящий лидер умеет повести за собой других.
Настоящий лидер не боится общаться с другими людьми - ни с взрослыми, ни со сверстниками.
Лидер всегда на виду. Его популярность с каждым днем растет все больше, и он это понимает и, как правило, пользуется этим. Чаще всего дети-лидеры умеют прекрасно манипулировать окружающими - и сверстниками, и взрослыми.
Постепенно они начинают диктовать своему окружению, чем заниматься: они выбирают, во что сегодня нужно играть, кого принимать в игру, а с кем не стоит водиться, с кем дружить, а кому объявить бойкот, они умеют привлекать других детей к выполнению своих целей. Взрослым нужно тактично направлять энергию детей-лидеров в созидательное русло, помогать совершенствовать положительные черты и искоренять отрицательные. Ведь из такого ребенка может вырасти как позитивный лидер, так и главарь бандитской группировки. С самого первого момента, когда родители заметили у ребенка проявление лидерских наклонностей, они должны учить его, что быть лидером - это уметь брать ответственность не только за себя, но и за тех, кто идет за ним.

Лидерство раньше и сейчас

За последние годы многое изменилось в нашем подходе к воспитанию. Наших родителей учили скромности и сдержанности: не принято было демонстрировать свои таланты, приветствовалось стремление «быть как все». Взрослые пытались привить детям эти важные, по их мнению, качества, свидетельствующие о деликатности и тактичности, учили, что сначала нужно думать о людях, а потом уже о себе.
Однако политические и социальные перемены принесли в нашу жизнь и новые понятия: карьерный рост, рынок, конкурентоспособность, умение выживать в новом мире, стрессоустойчивость, инициативность. Педагоги твердят о необходимости прививать детям самоуважение и высокую самооценку, чтобы те могли с уверенностью лидировать в среде сверстников. Мы с вами прекрасно понимаем, что в наше время эти качества - неотъемлемые элементы успеха. Вот почему мы искренне хотим привить их своим детям.

Как распознать ребенка-лидера?

Многие родители впервые задумываются о проблеме детского лидерства, только когда их дети уже достигают подросткового возраста. Но ведь начинается все с самого рождения!
Ребенка-лидера легко распознать уже в трехлетнем возрасте. Именно он окружен другими детьми, именно ему отдают лучшую игрушку, делятся конфетой. Обычно маленький лидер верховодит в играх, предлагает новую игру, занимая в ней главную роль и распределяя остальные.
Взрослые тоже находятся во власти его обаяния. Чаще всего именно ему дают почетные задания в детском саду и в школе, его часто ставят в пример другим детям.
Откуда что берется? Почему кроха, еще мало что умеющий делать сам, вдруг пользуется таким авторитетом? Все здоровые дети по природе своей - эгоцентрики. А стремление лидировать - одно из проявлений эгоцентризма. Взрослые должны так построить воспитание, чтобы помочь детям найти баланс между самооценкой и самоуважением, с одной стороны, и здоровой самокритикой, и стремлением к совершенствованию - с другой.
Задатки лидера в ребенке нужно развивать с самого раннего возраста: хвалить за успехи, подбадривать при трудностях, поддерживать в моменты неудач, доверять, позволяя ребенку на собственной шкуре осваивать новые умения и навыки. Ведь первые победы и поражения ребенка происходят именно дома, в его семье. Его способность убеждать, добиваться своего, умение достойно выдержать поражение или принять плохую весть закладываются и формируются родителями.
Если родители паникуют по любому поводу, если любое незначительное происшествие становится в их глазах трагедией, то, вероятнее всего, ребенок вырастет неуверенным в себе, будет испытывать неловкость, когда ему придется выступать перед аудиторией, будет стесняться высказать собственное мнение, общаться с людьми.
Если ребенок потерпел неудачу, нужно предложить ему повторить попытку, исправить ошибку. Ведь когда ребенок учится ходить и падает, мы все равно побуждаем его к ходьбе, вставать и опять идти. Так и в любой другой ситуации. Ребенок должен забыть о страхе провала и попытаться исправить ошибку.
Нельзя безапелляционно приказывать сейчас же повторить попытку, угрожать. Если ребенок не готов к новой попытке, лучше не давить на него, а приободрить, сказав: «Когда будешь готов, ты обязательно сможешь повторить. У тебя все получится».
Составные лидерства - самостоятельность, самоуважение и вера в собственные силы. Они похожи на надувной мячик. Перекачал воздуха - он лопнет. Недокачал - он перестает отскакивать от асфальта.
Если вы разочарованы в своем ребенке, он непременно это почувствует и его вера в собственные силы будет подорвана. Принимайте своего ребенка е победе и в поражении, сильным и слабым, веселым и грустным, всезнайкой и неумехой, тогда его шансы стать лидером многократно повысятся.

Лидер начинается с соревнования?

Как проще всего определить лидера? Распространенное мнение утверждает, что лидер рождается в соревновании. Уже в детском саду детям говорят: «Кто скорее съест кашку?», «Кто быстрее оденется на прогулку?». (Эти игры хороши со сверстниками, но не с сестрами или братьями, потому что отношения внутри семьи и так усложняются ревностью, завистью, затаенными обидами, а это чревато обратным эффектом.) Проигравшего нельзя ругать или смеяться над ним. Нельзя сказать ребенку: «Подумаешь, прибежал быстрее всех! Великое дело!» Это принижает его достоинство, снижает его самооценку. Но и стремиться выпятить его достижения тоже не нужно, это может привести к неадекватной (завышенной) самооценке. Со стороны взрослых мудро будет объяснить ребенку, что у каждого человека есть какие-то яркие таланты и есть вещи, которые он делает с меньшей охотой.
Если вы хотели бы видеть своих детей активными, независимыми, уверенными в себе людьми, умеющими добиваться успеха, если ваше желание совпадает с желанием ребенка и его наклонностями, воспользуйтесь следующими советами.
Поощряйте стремление ребенка к исследованию, поиску. Не просто зубрить заданное, а находить нечто новое, интересное. (Кстати, многие родители, дети которых обучаются за рубежом, отмечают, что зарубежная система образования направлена именно на поиск информации, самостоятельную работу по заданному направлению.)
Донесите до сознания ребенка, что рисковать можно, но в разумных пределах.Перебегать дорогу перед близко идущей машиной - мягко говоря, неразумно. Это говорит о глупости, а не о лидерских качествах. Подчеркивайте важность стремления преодолевать преграды.
Внушайте ребенку уверенность в себе, подбадривайте его, не забудьте, что уверенность в себе воспитывается с первых шагов ребенка.
Настраивайте ребенка на успех. Некоторые дети очень боятся потерпеть неудачу в каком-то деле, боятся, что над ними будут смеяться. Объясните ребенку, что, какие бы ни были высокие способности в какой-либо области, нужно прежде всего верить в успех, в то, что он сможет это сделать. Тот, кто верит в успех, и сам его добивается, и увлекает за собой других. Люди всегда охотнее идут за тем, кто верит в положительный исход, нежели за тем, кто во всем всегда сомневается.
Пытаться уберечь ребенка от ошибок - естественное желание родителей, но помните, что лучше всего люди учатся на своих ошибках. Поэтому не стоит сдувать с ребенка пылинки и предостерегать от любого ошибочного шага. Он должен уметь сам принимать решения и отвечать за его последствия.
Воспитывайте в ребенке решительность. Она ему пригодится в жизни не раз.
Позволяйте ребенку мечтать, какими бы далекими от жизни ни казались его мечты. При этом важно, чтобы ребенок не просто мечтал, но и думал о том, как эту мечту осуществить.
Если на пути ребенка встретились трудности, препятствия, не стоит сразу бросаться на помощь и делать что-то за него. Поинтересуйтесь, какой выход из положения он предлагает. Если он мыслит неправильно, осторожно подскажите верный путь. Но только подскажите, делать за него не надо, ведь умение предложить варианты и возможности для решения проблемы - вот отличительная черта лидера.
Ребенок должен совершенствовать навыки лидера на практике. Для этого запишите его в какой-нибудь кружок, секцию, где он будет общаться с другими детьми и набираться опыта общения, приобретать умение строить взаимоотношения с разными людьми.
Ваш ребенок не знает, чего хочет? Помогите ему определить сферу его интересов. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а именно она лежит в основе лидерства. (Одна моя знакомая, не блистая особо в учебе, тем не менее была прекрасной спортсменкой. Постоянно участвовала в соревнованиях по гандболу, ее приглашали в городскую команду, но… Мать была против. Она считала, что спорт - это несерьезно, нужно приобрести «хлебную» профессию, выйти замуж и т. д. Дочь не пошла против воли матери. Сейчас она замужем, живет на окраине деревни, у нее двое детей, огромное хозяйство, работает, получает мизерную зарплату. Только почему-то радости в жизни уже давно нет.)
Один из секретов лидера - каждый день здороваться с людьми и улыбаться им. Вот и научите ребенка поддерживать хорошие отношения не только с теми с кем он дружит, но и с другими детьми.
Умение говорить с аудиторией без стеснения - одно из главных качеств лидера. Приучайте ребенка выступать перед большими аудиториями. Это ему всегда пригодится. Пусть ребенок потренируется дома. Подсказывайте ему, как правильно выступать. Пусть читает вслух заданные стихотворения, прозаические отрывки, указывайте, где нужно говорить громче или тише, где более выразительно, на чем сделать акцент и т. д. Пусть учится анализировать текст, вычленять важные отрывки, на чем сделать акцент.
Постарайтесь объяснить ребенку, что быть лидером - не значит быть властелином, сверхчеловеком. Он должен научиться ставить перед собой реальные цели и использовать для их достижения свои способности и талант.

Научите ребенка воспринимать критику

Еще одно важное качество, которое обязательно должны воспитать родители, - этоумение воспринимать критику без ощущения стыда, мучений, терзаний. Правда, и критика должна быть конструктивной, направленной на исправление недостатков.
Унижать ребенка недопустимо. Критиковать лучше не при всех, а наедине. Старайтесь делать замечания по существу, не принижая способностей ребенка. Можно сказать, что он плохо убрал, везде пыль, грязь, то не сделал и это тоже, а можно отметить, что сделано, и потом указать, что еще нужно доделать, чтобы уборка была полной.
Если ваша дочь устроила разгром на кухне, не спешите сразу ругаться, сначала поинтересуйтесь, чем она занималась и что собиралась сделать. Может быть, она пыталась сделать что-то к вашему приходу, а сюрприз не получился.
Одна моя знакомая вспоминала, как в детстве она пыталась испечь маме к 8 Марта пирог, взяла самый простой, по ее мнению, рецепт, но пирог не получился. Тогда она попыталась еще раз… Мама (как она потом рассказывала) была в шоке, так как по рецепту в пирог нужно было положить десять яиц! А с учетом того, что пирог с первого раза не получился, - двадцать. Но она не стала ничего высказывать дочке, похвалив за старания. Вместе они испекли другой пирог. Сейчас дочь - прекрасная кулинарка и печет потрясающие пироги.
Похвалите за самостоятельность, предложите свою помощь, подскажите, как лучше. Поддержите желание ребенка быть самостоятельным, тактично объяснив, что любые навыки требуют практики, опыта.
Научите ребенка реально оценивать свои действия, достижения, таланты. Не стоит хвалить ребенка за какой-то мнимый талант, если его в действительности нет. Такие дети теряют ориентиры, у них развивается неадекватная самооценка, самолюбие растет, они, привыкнув к похвалам от взрослых, ждут подобного и от сверстников, а получают насмешки, ведь дети не станут хвалить, если не за что, они довольно искренни в оценке способностей других. Поэтому те родители, которые дают неоправданно завышенную оценку достижениям своих детей, оказывают им плохую услугу. Если ребенок написал диктант на «отлично», это не значит, что он самый умный в классе. Уверив его в этом, вы рискуете: ведь рано или поздно он столкнется с реальной действительностью, а она порой жестока. И чем более завышена самооценка ребенка, тем труднее ему будет принять эту действительность.

Как хвалить?

Похвала может стать очень сильной мотивацией для развития самостоятельности у ребенка. Но как говорит пословица: «Хвалите, да не перехвалите». И она права: хвалить надо с умом.
Будьте искренни в своей похвале. Это значит, что хвалить ребенка нужно лишь в том случае, если вас действительно поразил (в хорошем смысле) его поступок или впечатлило его достижение. Уже младшие школьники в состоянии дать самостоятельную оценку похвале: заслужено им одобрение или нет.
Не переборщите, когда хвалите. Некоторые заявления («Ты самая красивая девочка в классе», «Ты самый умный ученик в школе») могут тормозить процесс совершенствования ребенка. Ребенок уверен, что он и так самый лучший, зачем еще к чему-то стремиться? Если же он понимает, что ваша похвала ничего не значит, это может заставить его замкнуться в себе.
Если хвалите, отмечайте конкретные детали, избегайте обобщений, то есть нужно говорить ребенку, за что конкретно вы его хвалите.
Если похвалили, не пытайтесь тут же усомниться в том, сможет ли ребенок и в дальнейшем добиться таких же успехов. Не превращайте комплимент в нравоучение, этим вы добавляете негативный оттенок в изначально позитивную мысль.

Если ребенок не лидер…


Родители не должны пытаться реализовать свои несбывшиеся мечты в ребенке, проецировать на ребенка собственные ожидания. Ребенок должен идти своей дорогой и выбирать ее самостоятельно. Каждый человек еще в детстве выбирает, что для него важнее. Родители должны довериться своему ребенку, развивать в нем те качества, которые заложены в нем от природы, помочь ему совершенствоваться, узнавать новое, помочь ему выработать моральные ценности, поддержать и подбодрить в трудный момент.
Лидерство - это не значит бежать впереди всех, обгоняя и расталкивая. Истинное лидерство заключается в стремлении идти своим путем, выбирая достойных спутников. Кто-то нуждается в толпе почитателей, а кому-то необходим только один-единственный друг. Каждый ребенок, который способен самостоятельно решить, чем ему заниматься, с кем дружить, как проводить свободное время, обладает достаточной твердостью и стремлением к свободе, то есть истинно лидерскими качествами. Родители должны уметь вовремя их увидеть и помочь ребенку развить их.
Если ваш ребенок от природы застенчив и тих, это вовсе не плохо. По всей вероятности, он склонен к наблюдению, размышлению, анализу. Если ваш ребенок выбирает более тихий или спокойный путь, это значит, что он более ценит уединенность, спокойствие. Кто-то хочет богатства и славы. А для кого-то самая большая ценность - покой, возможность читать любимые книги, заниматься любимым делом в тишине и спокойствии.
Если ваш ребенок не стремится быть на виду, быть всегда и во всем первым, не ругайте его, не стремитесь во что бы то ни стало вытолкать его в лидеры, не ставьте ему в пример Васю или Петю, которые во всем первые. Присмотритесь к ребенку повнимательнее, выясните, что ему нравится, что не нравится, и на основе этого создайте ему условия для максимального развития навыков, талантов именно в той области, в которой ему хочется преуспеть.

© 2015 Государтвенное учреждение
образования  "Ратичская средняя  школа"

официальный сайт

231738, Гродненская обл., Гродненский р-н,
а.г. Ратичи, 132 б,
тел/факс (80152)91 02 67,
тел (80152)91 02 66,

E-mail: ratichi@mail.ru
Рейтинг@Mail.ru